Быть или не быть глубокой интеграции России и Беларуси, разбирались в интернет-газете bolkunets.org.
Вчера на заседании Высшего государственного совета Союзного государства Александр Лукашенко подписал декрет ВГС «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы». Само заседание, хоть проходило в онлайне, было пронизанное символизмом торжественной обстановки Дня народного единства, который отмечается в России. Нахождение Путина в Крыму, в момент подписания Декрета, намекало зрителю на масштабность его деяний, как «собирателя» земель русских.
Проведение в этот день заседания госсовета Союзного государства, на котором Лукашенко, словно покорный вассал, отдавал часть суверенитета Беларуси под российскую юрисдикцию, должно было довести патриотически-настроенного зрителя до мощнейшего эмоционального оргазма. По крайнее мере, на это рассчитывали кремлевские политтехнологи, организовавшие политический спектакль 4 ноября.
Цугцванг победы
Мы уже писали о настоящем смысле интеграционного
спектакля, затеянного 9 сентября. Повторимся еще раз:
Кремль, удерживающий в поле своего притяжения Беларусь только при помощи дешевых углеводородов и кредитов, давно утратил иллюзии по поводу интеграционных устремлений Лукашенко и его ценности, как преданного союзника.
В текущей ситуации, которая сплела воедино политику, экономику и социологию, у Кремля нет какой-либо возможности повлиять на Лукашенко. Пребывая в иллюзиях, созданных, в начале, самим Лукашенко, а затем и собственными «исполнителями», Кремль потерял время и деньги, оказавшись в ситуации, когда любой ход ведет к ухудшению его позиции. Цугцванг — так называется это положение в шахматах. Силовое принуждение Лукашенко к интеграции приведёт к более жестким санкциям, чем те, что Москва получила за Крым и Донбасс. Признание поражения, с отказом от интеграции, станет мощнейшим ударом по рейтингу правящей элиты РФ, но уже в глазах собсьвенного электората. Возможностей же «мягкой силы», для трансформации самих беларусов в сторонников интеграции, у Кремля нет.
Интеграция, синхронизация, гармонизация
Поэтому все, что остается делать Кремлю — это поддерживать статус-кво, сохраняя лицо перед электоратом. У этой позиции есть один очень большой минус. Оплачивая содержание режима Лукашенко, Кремль вызывает ненависть беларусов, которые этот режим ненавидят. Но, опять же, у Кремля нет идей и смыслов, чтобы предложить беларусам альтернативу, тем более нет исполнителей, способных проводить идеи в массы, то есть всего того, что называется «мягкой силой».
Однако свой избиратель дороже. Собственно ради него Москвой было затеяно и оплачено подписание ничего не значащего Декрета Союзного государства, который утвердил декларативные программы интеграции.
Анализ
текста союзных программ говорит о полной несостоятельности большей их части, как юридически-обязывающего документа. Даже договоренность заключить соглашения указанные в пунктах 2 и 22, с прописанными конечными сроками, ни к чему не обязывает, поскольку носит декларативный характер.
Если внимательно почитать эти 28 карт, то кроме слов «гармонизаци», «синхронизация» и «интеграция» в тексте документа нет ни одного конкретного критерия реализации интеграционной политики РБ и РФ. Общие намерения, неподкрепленные не четкой последовательностью действий и без конкретных деталей, делают этот документ нереализуемой декларацией о намерениях с набором бессмысленных лозунгов, снимая с Лукашенко всяческую ответственность за их исполнение. Отсутствие конкретики делает интеграционные программы «рамочными» и необязательными для исполнения, превращая интеграцию в то, что на языке театра называется фарсом и профанацией.
В таком случае, за результат исполнения этих программ, российскому избирателю может быть выдано все, что угодно, кроме конкретного результата.
Косвенно это подтверждается абсолютной тишиной со стороны коллективного Запада, который обычно крайне нервно реагирует на любые попытки России расширить свое влияние в странах бывшего СССР. Может быть, в Вашингтоне знают то, о чем не говорят Путин и Лукашенко? Вполне вероятно, что Запад, понимая иллюзорный характер новых интеграционных соглашений, просто не считает должным участвовать в кремлевской постановке.
Участникам этого политического шоу оставалось только коллективно исполнить гимн СССР, плавно перетекающий в Полет валькирий из оперы «Валькирия» Вагнера и тогда спектакль превратился бы в оперу, но, увы, у электората нет запроса на оперу и балет. А так хочется посмотреть, как Лукашенко поет.
Сергей Санько, специально для BOLKUNETS.org