Концептуальный анализ Евроинтеграции на основе работы Р. Гриффитса "Основания Европейской интеграции"
08.02.2006

Концептуальный анализ Евроинтеграции на основе работы Р. Гриффитса "Основания Европейской интеграции"

Концептуальный анализ евроинтеграции на основе работы Р.Т. Гриффитса "Основания европейской интеграции"
 
Введение


Последнее десятилетие ознаменовалось значительным изменением геополитической обстановки в Европе. После распада коммунистического блока и расширением границ Европейского Союза (ЕС) закономерным является вопрос где закончиться расширение ЕС. Ряд государств бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония) уже вступили в ЕС, некоторые активно заявляют о своем стремлении присоединиться к союзу (Украина, Грузия, Молдова).  Позиция России и ее стран-саттелитов по поводу присоединения к ЕС является не до конца сформированной. С одной стороны, Россию официально не приглашали присоединиться к ЕС, а с другой – заявление по поводу желания вступить в Союз Россия не выражала. В свете наметившейся тенденции европейского расширения, актуальным становится вопрос, что явилось основанием европейской интеграции, какие причины и факты послужили толчком для объединения непримиримых ранее соперников.   
Задача данного исследования состоит в анализе концепций европейской интеграции.
Объектом исследования являются работа Р. Т. Грифиттса “Основания Европейской интеграции”.
Предметом исследования являются основные концепции европейской интеграции.

 
 
Концептуальные основы европейской интеграции

Началом европейской интеграции принято считать создание в 1951 году Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которому шесть европейских стран (Бельгия, Франция, Западная Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды) договорились передать собственный государственный суверенитет над своей тяжелой промышленностью.
В исторической науке существует ряд разногласий по поводу истоков ЕОУС. В историографии можно выделить четыре основных направления или школы.
  1. Школа “американской гегемонии”. Данное направление долгие годы являлось традиционным для эпохи “холодной войны”. Школа американской гегемонии исходила из того, что  в послевоенный период США представляли собой “гегемона”, который желал и был способен навязать свою модель остальному миру. Аргументация данного факта подкреплялась действиями американской администрации Рузвельта, Трумэна, Эйзенхауэра, направленными на углубление европейской интеграции. На протяжении многих десятилетий в американском обществе бытовало мнение о необходимости создания Соединенных Штатов Европы, построенных по образцу Соединенных Штатов Америки, для разрешения многообразных проблем, который стояли перед Западной Европой. Однако в реальности, это было не совсем так. С точки зрения Хоффмана, руководителя программы по осуществлению плана Маршалла, и с точки зрения администрации Президента Трумэна, - интеграция подразумевала большую либерализацию торговли и платежей в рамках внутриевропейского коммерческого взаимодействия, а также расширение полномочий главы ОЕЭС в сфере политического руководства. В реальности, удалось достигнуть экономической цели, но не политической. Анализ исторических документов и хронология событий 1949-1950 годов, позволяет констатировать, что никаких проектов относительно учреждения объединения по углю и стали у американской администрации не было, а американские планы в этой области касались лишь реформирования Международной администрации Рура. Инициативы министра иностранных дел Франции Шумана были гораздо шире тех, которые предлагали американцы и были ими поддержаны. Следует отметить, что американская сторона принимала активное участие в обсуждение инициатив Франции. В частности, американские власти сыграли самую непосредственную роль в подготовке статей о картелизации и концентрации производства. Самая главная заслуга американцев состояла в том, что они не заблокировали план Шумана, а их содействие помогло обеспечить согласие британского правительства на отказ от остатков союзнического контроля над Германией, после подписания договора о создании ЕОУС.
  2. Федералистское направление. Суть федералистского направления состояла в том, что базисом европейской интеграции является феномен надгосударственности, соглашения, на основе которых нации-государства добровольно отказываются от части своего суверенитета. Наибольшее развитие данное направление получило во время и после второй мировой войны, благодаря федералистски настроенным деятелям из движений сопротивления и правительств в изгнании. Они выступали с критикой европейской государственной системы и считали, что главный долг государства заключатся в том, чтобы защитить жизнь и процветание своих граждан. Работы федералистских групп давления привела к возникновению  пан-европейской парламентской организации, оформившейся в виде Совета Европы в 1949 году. Существовало ряд критических моментов в отношении федералистской концепции, которые были связаны с  ложным представлением и том, что нация-государство мертво и преувеличенностью степени поддержки федералистской идеи.  В то же время созданный благодаря федералистам  Совет Европы, безусловно, оказал влияние на развитие интеграционные процессов внутри европейского континента. Совет Европы стал катализатором творческих идей, ряд обсуждаемых вопросов находил свое воплощение в европейских договорах. Ослабление роли Совета произошло после раскола на функционалистов и и федералистов. Вместе с тем, до сих пор нет очевидным и достоверных фактов прямо указывающих на то, что именно федералистская концепция и деятельность Совета Европы оказали свое влияние на создание ЕОУС и стояли у его истоков. Но факт наличия связей между этими событиями является довольно аргументированной.
  3. Историко-дипломатическое направление. Данная концепция основывается на том, что инициативы по усилению интеграции исходили от ведущих европейских государственных деятелей, таких как Монне (дипломат, глава французского Бюро планирования), Шуман и другие. Суть данной идеи в том, благодаря позиции ряда дипломатов, стала возможно продвижение идеи о создании ЕОУС. В работе Р. Грифиттса особое внимание уделено роли Монне в начале евроитеграции. В частности, представлены несколько точек зрения, каким образом у Монне родилась идея создания ЕОУС. В частности, приводятся тезисы о том, что исторический опыт Монне  - работа в США и Алжире. Так, опыт работы Администрации долины Теннеси (АДТ) – федерального органа, созданного в мае 1933 года в основу которого был положен федералистский принцип (отказ семи штатов от части своих полномочий в пользу федеральной администрации для осуществления обширного проекта), вполне мог оказать влияние на идеи интеграции, которые Монне высказывал еще в 1943 году в Алжире, предлагая передать угледобывающую и сталелитейную промышленность Европы под управление Высшей администрации. В последствии, Монне в 1948 и 1950 годах письменно обращался к министру иностранных дел Франции Р. Шуману со своими предложениями. Примечательно, что именно Р. Шуман взял на себя политическую ответственность за план и объявил о нем французскому народу в обращении по радио 9 мая 1950 года, за несколько дней до обсуждения в Лондоне будущего устава МАР. Таким образом, дипломатам, оказавшимся в нужное время и в нужном месте, оставалось только воспользоваться историческим моментом и внести свой вклад в дело начала европейской интеграции. Как видим, пример Монне и Шумана, показал, что роль французской дипломатии оказало свое влияние на создание ЕОУС.
  4. Школа “национального интереса”. Особенностью данной концепции является приоритет национальных интересов, т.е. государства не станут вступать в соглашения, которые не принесут им выгоды, и наоборот, что они будут искать соглашения лишь в том случае, если их не удовлетворяют имеющиеся договоренности. После второй мировой войны стоял вопрос возрождения промышленности и восстановления экономики стран Европы. Угольная и сталелитейная промышленность требовала больших инвестиционных вложений. Для Франции восстанавливающаяся экономика Германии создавала серьезную конкуренцию, а через международные институты было сложно  держать контроль над реиндустриализацией Германии. После войны союзниками были сделаны умышленные ограничения по объемам производимой Германией стали и произведена демонтировка ряда германских заводов. В то же время, у стран континентальной Европы не хватало ресурсов для восстановления своей промышленности и удовлетворения спроса в стали. В 1949 году Германия начала возвращать свой суверенитет и оставался открытым вопрос как долго международному сообществу удастся удерживать контроль над немецким производством. Именно этот вопрос был главным на встрече, которая должна была пройти в Лондоне с участием США, Франции и Германии в мае 1950 года. Планы Франции в вопросе реконструкции сталелитейного производства предполагали не только сохранение за Францией прежних германских рынков, но и гарантированный доступ к германским угольным запасам. Французское руководство понимало, что в случае начала работы сверхлимитных производственных мощностей сталелитейных заводов Германии, создавалась реальная конкуренция как для самой Франции, так и для соседних стран. Более того, немцы могли бы начать вести политику “двойных стандартов” в отношении продажной цены на сталь и прибегнуть к демпингу. В этом ракурсе, план Шумана оказался как нельзя кстати для решения вопроса контроля над немецкой сталелитейной промышленностью. Отдавая под контроль свою промышленность, правительство Франции понимало, что в такие же условия попадает и немецкая промышленность, следовательно, появляется возможность иметь контроль над последней. Как уже было отмечено, дипломатическое чутье министра иностранных дел Франции Р. Шумана позволило блестяще воспользоваться моментом и внести свои инициативы до начала обсуждения вопроса по будущему уставу МАР. Таким образом, фактор национального интереса является также довольно аргументированным и логичным.
 
Заключение

В данной работе были рассмотрены основные концепции евроинтеграции. Проанализировав все их них нельзя достоверно точно сказать, что все из них верны или только какая-то одна является верной. Но, разбив проблему первоисточника евроитеграции на составляющие и построив цепочку взаимосвязей, можно прийти к выводу, что каждая из данных концепций каким-то образом оказала своё влияние на начало евроинтеграционных процессов. Принцип надгосударственности, положенный в основу функционирования ЕОУС, позволил обеспечить странам-участникам единые правила поведения, их повсеместное применение, а также общеобязательность. Без этого было бы недопустимо тесная связь между заклятыми врагами Францией и Германией. Это же относиться и к отношениям Голландия – Германия. В этих случаях надгосударственность рассматривалась как способ контролировать поведение партнеров, тем самым, обеспечивая общее повышение уровня предсказуемости, стабильности и безопасности. В своей работе, Р. Гриффитс предлагает провести аналогию и использовать опыт 50 летней давности в построении новых отношений с Россией, в основу которого положить принцип надгосударственности, и начать сближение России с ЕС. Дополнив предложения автора, можно то же самое положить и в основу интеграционных процессов других стран бывшего СССР, которые еще только либо начинают свой путь к большой Европе, либо еще не определились куда им двигаться. Наибольшие шаги и активность в этом плане делает Украина, Грузия, Молдова. Беларусь из-за неадекватного времени и возможностям проводимого внешнеполитического курса теряет ряд преимуществ и перспектив. Но как показали события января 2005 года, позиция ЕС по белорусскому вопросу довольно оптимистична, Европа готова к равноправному диалогу и партнерству с Республикой Беларусь при адекватной проводимой политике, и здравомыслящем руководстве.

                                                     
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Р.Т. Гриффитс "Основания европейской интеграции" – журнал "ПОЛИС", 2002 г., № 4. с. 135-145.
 

Еще по теме:

Первая коалиция демократических сил Беларуси
23.11.2021
​​21-22 ноября в Вене состоялась международная Конференция по Беларуси. В связи с введением в Австрии локдауна, основная часть мероприятия была перенесена в формат онлайн.