Валерий Цепкало недавно предложил создать Совет народного доверия, который будет функционировать на принципах равноправия. Предполагается, что такой совет станет прототипом парламента, будет представлять интересы широких групп населения и сформирует переходное правительство. В совет предложено войти всем бывшим руководителям Беларуси, экс-кандидатам в президенты, многим общественным деятелям, госчиновникам, лидерам мнений. Своё согласие войти в совет уже дали более 20 человек.
Александр Войтович, экс-президент НАН Беларуси, председатель Совета Республики (2000-2003), пообщался с интернет-газетой BOLKUNETS.ORG и рассказал, что ждать от такой инициативы.
– На Ваш взгляд, актуально ли создание такого Совета?
– В нашей ситуации я не понимаю, как реализовать эту инициативу. Скажем, обозначив членов Совета, возникнет вопрос: «Где он будет собираться?». Если за границей, то в нем будут участвовать только те, кто за границей. Это тоже неправильно. Это промежуточные этапы, но они трудно выполнимы и трудно организуемы. Нужно, чтобы участвовали и те, кто в Беларуси. А те, кто находится заграницей, не могут приехать в Беларусь, потому что тут же окажутся в тюрьмах. Это хорошее предложение, но нереализуемое.
– Вы бы приняли предложение об участии в этой инициативе?
– Я готов участвовать в любой инициативе, которая пойдет на пользу моей стране. На мой взгляд, необходимо делать так: для начала нужно, чтобы власть выпустила всех политических заключённых и перестала преследовать тех, кто за границей. Для этого нужно оказывать давление на действующую власть. И если она это совершит, тогда можно организовать Совет, который соберется в Беларуси и начнет обсуждать, как найти выход из кризиса, в который загнана страна. А дальше нужно действовать по примеру того, что сделали поляки в 1988 году, когда организовали широкие выборы с участием всех партий. Так мы бы могли выйти из кризиса.
– Министр иностранных дел Германии призывал Москву начать диалог с белорусскими демократическими силами. Возможно ли, что Россия начнёт коммуникации с Советом, если в него войдут разные политические силы Беларуси?
– Я не вижу препятствий, чтобы Россия не участвовала. Почему бы не участвовать нашему ближайшему союзнику. Тогда надо, чтобы и из ОБСЕ кто-то участвовал.
– Какие существенные результаты принесет работа Совета?
– Если создадут возможность для работы Совета, то это уже результат. Значит и будут прислушиваться к тому, что он предложит. Результат – начало работы по выводу страны из кризиса, начало должно быть положено.