На встречу Чучхе: чем нынешняя Беларусь отличается от КНДР?
20.10.2021

На встречу Чучхе: чем нынешняя Беларусь отличается от КНДР?

События, произошедшие после президентских выборов, наконец-то вывели вопрос Беларуси в плоскость обсуждения и получили реакцию окружающего мира. Теперь государство Беларусь обладает всеми современными атрибутами диктатуры, в частности мы тоже можем «похвастаться» международными санкциями — как эталонная в плане жестокости и страха Корейская Народно-Демократическая Республика.

В далеком ныне сентябре 2019 года тогда еще более-менее легитимный Александр Лукашенко поздравил председателя Госсовета КНДР Ким Чен Ына с национальным праздником — Днем образования Корейской Народно-Демократической Республики, пожелав ему крепкого здоровья и плодотворной деятельности, а жителям КНДР — мира и счастья.

«Под Вашим руководством страна продолжает успешное движение по пути укрепления национального суверенитета и благосостояния граждан, достигла ощутимых практических результатов в непростом деле установления диалога и атмосферы доверия на Корейском полуострове, — сказано в поздравлении Ким Чен Ыну. — Уверен, что дружелюбные отношения между Беларусью и Северной Кореей будут и в дальнейшем эффективно развиваться на пользу наших народов», — заявил Лукашенко.

Ложь и лицемерие этих слов по поводу диалога, доверия и благосостояния граждан КНДР даже не нуждаются в дополнительных комментариях. Только в одном Александр Григорьевич не слукавил: отношения между двумя диктаторскими режимами действительно являются дружелюбными. Как говорится, ворон ворону глаз не выклюет.
 

Санкционный чемпион

Несмотря на отсутствие взаимных претензий и дружественные отношения, торговля между Беларусью и КНДР не блещет активностью.

Последней отраженной в статистике торговой операцией была поставка в КНДР в 2020 году самокатов и велосипедов аж на $2 тыс., а в 2019 году КНДР импортировала в Беларусь аппаратуры ультразвукового сканирования на сумму $112 тыс.

На общем фоне дружеских симпатий оборот у двух диктатур весьма слабый, максимум $11,3 млн в 2010 году, и понятно почему — санкции. По количеству введенных против страны санкций Северная Корея является абсолютным чемпионом среди стран мира.



КНДР добилась введения санкций почти от всех сильных государств и организаций мира, начиная со своих соседей и заканчивая ООН. В эту страну запрещен импорт нефтепродуктов и технологий, фактически сведены в ноль любые торговые и финансовые отношения. Существование северокорейского режима возможно только благодаря его северному соседу — Китаю.

Пожалуй, самыми тяжелыми ограничениями, которые задают тон деловым отношениям с КНДР, являются санкции США.

В 2016 году президент США Барак Обама подписал закон «Об ужесточении санкций и о политике США в отношении Северной Кореи в 2016 году», согласно которому:

         — вводятся санкции против любых лиц и организаций, способствующих разработке ядерного оружия КНДР, торговле оружием, нарушениям прав человека, а также иным противоправным действиям;
        — устанавливаются обязательные санкции против лиц, участвующих в торговле металлами и минеральными ресурсами с КНДР;
        — требуется от Министерства финансов США определить, занимается ли КНДР отмыванием денег и, в случае положительного ответа на этот вопрос, ввести против КНДР новые санкции;
        — вводятся новые санкции против организаций, связанных с нарушениями прав человека со стороны КНДР, а также с нарушениями компьютерной безопасности.

Санкции против КНДР были ужесточены в 2017 году Дональдом Трампом. Согласно его указу, США могут отключить от своей финансовой системы и/или блокировать активы любых компаний, предприятий, организаций и физических лиц, занимающихся торговлей товарами, услугами или технологиями с КНДР.
 

Лучше быть, чем казаться

Наверное, читатель сейчас задает себе вопрос, причем здесь Лукашенко и Беларусь. Но если вы в курсе последних новостей и международных событий вокруг Беларуси, то у вас не может не возникнуть чувства дежавю.
Санкции, введенные США в отношении Северной Кореи, за исключением пункта про ядерное оружие, по своему духу очень похожи на то, что получила Беларусь из-за Лукашенко.

Смотрите сами, своим указом от 9 августа 2021 года президент США Джо Байден полностью запретил иметь какие-либо финансовые взаимоотношения своим гражданам и юридическим лицам с белорусским правительством и предприятиями, принадлежащими госсектору Беларуси.

Распоряжением от 9 августа 2021 года затронуты все секторы экономики Беларуси, в том числе калийный, энергетический (он же топливный), табачный, строительный, финансовый, транспортный, оборонный или любой другой сектор экономики Беларуси, который может быть определен Министром Казначейства по согласованию с Государственным секретарем.

Данный указ касается не только граждан США, но и угрожает наказанием гражданам всех стран мира за сотрудничество с секторами белорусской экономики и отдельными предприятиями.

При этом блокированию подлежат как активы предприятий, связанных с белорусским правительством, так и тех, кто оказывает помощь режиму по уклонению от санкций. Указ запрещает оказывать материальную помощь, спонсировать или предоставлять финансовую, материальную или технологическую поддержку, товары или услуги для или в поддержку любой деятельности, вводящей в заблуждение или позволяющей осуществлять транзакции в обход любых санкций, введенных со стороны США. При этом формулировки указа по поводу прямой или косвенной помощи написаны настолько широко, что заставят отказаться от сотрудничества банки, страховые и транспортные компании при любом намеке на белорусское происхождение товара или услуги.

Введение таких ограничений для режима сродни отключению от системы SWIFT. Ведь производство расчетов по внешнеэкономической деятельности Беларуси становится невозможным. Клиенты белорусских банков уже сообщили о проблемах с переводами из-за границы. Банки-корреспонденты Евросоюза просто отказываются пропускать такие транзакции, опасаясь потенциальных санкций Минфина США.

Описанные нами ограничения со стороны США ничем не отличаются от санкций, введенных в отношении КНДР, кроме жесткости формулировок, но их смысл сводится к тому же результату. Торговля с Беларусью так же опасна, как и торговля с КНДР. 

 

Калий в обмен на еду

Перспективы Беларуси в случае цементации режима выглядят весьма печально. КНДР, которая пребывает в международной изоляции уже не одно десятилетие, находится на 117-м месте по уровню ВВП (между Грузией и Мали), а по ВВП на душу населения — на 180-м месте (между Того и Мозамбиком). В этом отношении Беларусь, хоть и опережает КНДР, находясь на 74-м месте по ВВП и 88-м месте по уровню ВВП на душу населения, постоянно соседствует в списке с Венесуэлой, занимающей 73-е и 89-е места. Что весьма символично, поскольку Венесуэла также находится под жестким санкционным давлением со стороны США.

Санкции США настолько довели венесуэльский режим, что в 2020 году правительство Венесуэлы заключило сделку с малоизвестной компанией по обмену сырой нефти на продукты питания. Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на свои источники и документы, оказавшиеся в его распоряжении, государственная нефтяная компания PDVSA с декабря 2020 года поставила более 6 миллионов баррелей нефти на сумму почти $260 млн компании Supraquimi, которая должна была обеспечить продовольствие для государственной программы.

Учитывая опыт вдохновителей белорусского режима — КНДР и Венесуэлы, у Лукашенко нет никаких вариантов обхода санкций США. Даже наличие общей границы и союзных отношений с Россией, в случае сохранения суверенитета Беларуси, поможет режиму не более, чем Китай смог помочь КНДР.

Так что белорусскому правительству впору разрабатывать новые схемы бартерной торговли, меняя калийные удобрения на еду, элитный алкоголь и дорогие машины. Потому что Лукашенко, кроме своей головы и калия, предложить миру больше нечего.



Алексей Кузнецов

Еще по теме:

Необратимость по-американски, или Как Вашингтон посадил Лукашенко на короткий поводок
11.08.2021
Экономические аспекты санкций, принятых 9 августа США в отношении Беларуси, уже стали предметом обсуждения экспертного сообщества.