Экономические санкции как стратегический тупик Лукашенко
06.07.2021

Экономические санкции как стратегический тупик Лукашенко

Секторальные экономические санкции ЕС в отношении Беларуси, о которых так долго говорили, были введены сегодня, 24 июня 2021 года.

Это событие фактически завершает эпоху политического лавирования Беларуси между Востоком и Западом.

24 июля Совет Европейского Союза ввел секторальные экономические санкции против белорусских властей из-за инцидента с принудительной посадкой самолета Ryanair в Минске и похищением оппозиционера Романа Протасевича.

Нельзя сказать, что именно ситуация с Протасевичем стала причиной для ожидаемых ограничений в отношении тоталитарной Беларуси. Событие с самолетом Ryanair стало тем детонатором, который наконец-то заставил европейских бюрократов отбросить в сторону все политические спекуляции вокруг Лукашенко и обложить последнего диктатора Европы настоящими санкциями.


Великолепная семерка

А спекуляции действительно были. Если вспомнить санкционные меры, которые цивилизованный мир ранее принимал в отношении белорусского режима за нарушения прав человека, фальсификации выборов, похищения, пытки и убийства оппозиционеров, то возникает очень много вопросов к Брюсселю и Вашингтону, почему настоящие санкции не были введены еще в 2006 году. Однако ответ на этот вопрос мы дадим в конце статьи, а пока давайте ознакомимся с новыми санкциями и их последствиями для экономики и политики Беларуси.

Решением Совета ЕС в отношении Беларуси были введены семь ограничительных мер:

1. Запрет экспорта и передачи оборудования, технологий или программного обеспечения, предназначенного для использования в интересах белорусских властей в мониторинге или перехвате интернета и телефонной связи на мобильных или стационарных устройствах.

2. Запрет экспорта в Беларусь товаров двойного назначения для военного использования.

3. Запрет экспорта в Беларусь товаров, используемых для табачных изделий.

4. Запрет импорта в ЕС нефтепродуктов из Беларуси.

5. Запрет импорта в ЕС калийных удобрений из Беларуси.

6. Запрет доступа на финансовые рынки ЕС белорусскому правительству, а также белорусским государственным финансовым институтам и субъектам.

7. Европейскому инвестиционному банку запрещено финансирование проектов в государственном секторе Беларуси.

Первый и второй пункты, что касаются эмбарго на поставку вооружений и средств цифрового контроля, являются базисными санкциями в отношении тоталитарных режимов. В отношении Беларуси они чисто декларативны. Во-первых, режим никогда не импортировал вооружения из Европы. А, во-вторых, для получения оружия и технологий цифровой слежки силовые ведомства Беларуси всегда обращались к своим восточным соседям — России и Китаю, которые весьма преуспели в создании технологии «Большого брата».
 

Табачный туман контрабанды

Неприятным для режима можно считать третий пункт санкций — запрет экспорта в Беларусь товаров, используемых для табачных изделий. Несмотря на то что Белстат не дает информации об экспорте и импорте табачных изделий, а также табачного сырья, известно, что Беларусь является лидером по производству и контрабанде контрафактных сигарет в Европе, а возможно, и в мире. 

Масштабы теневого табачного бизнеса Беларуси не поддаются никакому подсчету. При этом «хорошо» работающая правоохранительная система Беларуси попросту не замечает творящегося беспредела у нее под носом. Контроль вывоза из страны контрабандных сигарет на белорусской таможне весьма условный. Поэтому в рынок контрабанды сигарет вовлечены не только организованные преступные сообщества, но и обычные частные лица, для которых это стало дополнительным способом заработка.

Почти каждый день на границах Республики Беларусь пограничники Польши, Литвы, Латвии и таможенники России перехватывают килограммы белорусских сигарет и табачного сырья стоимостью в миллионы долларов США. Только налоговые потери РФ от зафиксированной контрабанды подакцизных сигарет из Беларуси оцениваются от 1,5 до 2 млрд долларов США. Однако то, что иногда удается перехватить таможенникам,  — лишь верхушка айсберга. 

Так, за 9 месяцев 2020 года Евросоюз конфисковал 262 млн штук белорусских сигарет, в частности, в декабре польские таможенники обнаружили 26 млн сигарет на 5 млн долларов. В контрабанду вовлечены сотни граждан Республики Беларусь. Доступ к ней настолько облегчен, что люди, которые посещали Польшу, Литву, Россию, вывозили сигареты не только в багажниках личных автомобилей, но прятали их среди вещей в чемоданах и сумках. Например, в январе 2021 года польские пограничники в поезде с удобрениями из Беларуси нашли 8 тысяч пачек сигарет. Сигареты поступают транзитом из Беларуси в Калининградскую область, чтобы потом морем попасть на рынок Евросоюза. И на это всё власть закрывает глаза. 

В любом случае запрет экспорта товаров для производства табачных изделий явно взят не с потолка чиновниками Евросоюза. Таким образом они просто подчеркнули табачный секрет Полишинеля, который «хранит» белорусский режим, и решили немного «проредить» карманные деньги Лукашенко.

Конечно же, Семья может найти другие источники для импорта табачного сырья, но география — вещь упрямая, и логистика сделает неизбежным удорожание себестоимости, ведь для производства контрабанды закупалось самое дешевое сырье, поэтому прибыль семейства авторитарных контрабандистов немного сократится.
 

Полный бак!

Пожалуй, самым болезненным ударом по белорусскому режиму стал запрет импорта в страны Евросоюза нефтепродуктов из Беларуси. Согласно пояснениям, запрещается закупка, импорт либо передача из Беларуси 5 сортов нефтепродуктов. Евросоюз весьма четко указал на международные классификаторы, используемые для проведения таможенных операций.

Под запрет попали:
код 2710 — нефтепродукты, легкие дистиляты (бензин, дизельное и авиационное топливо);
код 2711 — газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие, включая пропан, бутан, этилен, пропилен, бутилен и пр.;
код 2712 — вазелин, парафин, воск нефтяные;
код 2713 — кокс и битум нефтяные;
код 2715 — смеси битумные на природных минеральных смолах.

На поставки сырой нефти в Нидерланды, добываемой в Беларуси, запрета нет.

Нефтяной экспорт Беларуси зиждется на поставках нефти из Российской Федерации. Несмотря на впечатляющие мощности белорусских заводов, которые могут перерабатывать более 20 млн тонн нефти ежегодно, поставки сырья отличались нестабильностью из-за политических трений Минска и Москвы. Данное обстоятельство неизбежно отражалось на белорусском экспорте, стоимость которого колебалась от 2,74 до 6,48 млрд долларов США в год за последние пять лет. При этом от 50% до 70% экспорта белорусского топлива приходилось на страны-члены ЕС.
 

Позиция

Общий экспорт, млрд $

Экспорт в ЕС, млрд $

год

Нефтепродукты

4,04

2,12

2016

Нефтепродукты

5,3

3,17

2017

Нефтепродукты

6,48

4,16

2018

Нефтепродукты

5,2

3,05

2019

Нефтепродукты

2,74

1,3

2020

Нефтепродукты

1,04

0,8

2021


Прибыль бюджета Беларуси от экспорта нефтепродуктов в страны ЕС оценивается от $200 млн до $500 млн в зависимости от объема экспорта.
Последние двадцать лет Лукашенко последовательно вкладывался в инфраструктуру портов Балтии, чему немало способствовал нефтепродуктопровод Новополоцк-Вентспилс, соединяющий Беларусь с латвийским портом Вентспилс. Поэтому до 70% экспорта белорусского топлива приходилось на порты Балтии. Дальнейшая география поставок белорусского топлива из портов Латвии, Литвы и Эстонии охватывала весь мир: Европа, Северная и Южная Америки, Африка, Аравийский полуостров, Ближний и Дальний Восток.
В ситуации с нефтепродуктами есть один неприятный нюанс: санкции подразумевают не только запрет импорта, но и транзита. Таким образом, прибалтийское направление, которое было настоящим «окном в мир» для белорусских НПЗ, сейчас полностью закрыто.

Закрытой оказалась и «Южная ветка» нефтепровода «Дружба», по которой дизтопливо из Беларуси шло по территории Украины в Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию.
Польское направление можно даже не комментировать, 4% от общего экспорта незначительны на фоне общих издержек.

После публичной порки Литвы, затеянной Лукашенко на фоне реакции соседей на августовские события в Беларуси, объем белорусского нефтяного транзита, до 25 июня, сохраняли только Латвия и Эстония. Весь литовский транзит нефтепродуктов был переведен из Клайпеды в российскую Усть-Лугу. Этому способствовало то обстоятельство, что доставка топлива в Клайпеду осуществлялась железнодорожным транспортом. По заявлению главы крупнейшего терминала Литвы «Терминал навалочных грузов» Игоря Удовицкого, Литва потеряла от 40 до 60 млн евро доходов ежегодно в бессрочной перспективе. 

Общие потери Латвии, Литвы и Эстонии от запрета транзита оцениваются в $200 млн.

Санкционное перекрытие традиционных поставок белорусского бензина и дизеля через страны Балтии вызовет только временные трудности для поставок нефтепродуктов из Беларуси. 

Предвидя санкционные ограничения со стороны Евросоюза, Лукашенко договорился с Россией о поставках нефтепродуктов через российские порты: в настоящее время весь литовский транзит идет через российский порт Усть-Луга.

В 2016 году ОАО «РЖД» предоставило скидку в размере 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты северо-запада. Несмотря на то что срок действия скидки истекает в 2025 году, ее дальнейшему продлению ничто не мешает. Поэтому Беларусь может с минимальными издержками перенаправить весь транзит нефтепродуктов в российские порты, которые уже готовы к такому развитию событий.

Для уменьшения транспортных затрат Беларусь может задействовать в реверсном режиме мощности балтийской трубопроводной системы, которая проходит через ее территорию. 
Однако продажа белорусских нефтепродуктов в страны ЕС через российские порты и российские фирмы-прокладки будет уже не техническим, а политическим вопросом.

Действительно, Российской Федерации ничто не мешает помочь братскому и союзному государству в трудную минуту. Но только в том случае, если Беларусь будет братской и союзной, а это уже вопрос соблюдения договоренностей по интеграции, которую Лукашенко саботировал последние годы.

В такой ситуации России ничего не стоит задушить Могилевский и Новополоцкий НПЗ, заняв их нишу на рынке ЕС, да и сам Лукашенко уже знает, что Москва слезам не верит.


Калийный трюк

Немало вопросов вызывают санкции ЕС в отношении калийной отрасли Беларуси.
Объявив о санкциях в отношении производимых в Беларуси калийных удобрений, Совет ЕС почему-то составил их так, что под них не попадает абсолютное большинство производимого в Беларуси хлоркалия.

Запрет Евросоюза на импорт и транзит калийных удобрений из Белоруссии не распространяется на основную продукцию «Беларуськалия» — хлористый калий с содержанием полезного вещества 60%. Под запрет попал хлористый калий с содержанием оксид калия менее 40% и более 62% (технический калий, который используется в металлургии, химической, нефтехимической и других отраслях).

Калий с содержанием K2O от 40% до 62%, который является наиболее применяемым в мире калийным удобрением, в перечне попавшей под запрет продукции не указан.

В список запрещенной к импорту из Белоруссии продукции также вошли сложные удобрения, в составе которых есть калий (их выпускает «Белнефтехим»).

Запрет распространяется на контракты, заключенные после 25 июня 2021 года.
Причин для этого несколько. Во-первых, запрет на транзит белорусского хлоркалия может вызвать панику на рынке калийных удобрений и неконтролируемый рост цен на них, что приведет к неизбежному росту цен на продукты питания. Во-вторых, ЕС сохраняет за собой возможность в любой момент ликвидировать эту процентную лазейку, держа таким образом Лукашенко на коротком поводке. В-третьих, запрет транзита калийных удобрений окончательно добьет портовую отрасль стран Балтии. Ну и, в-четвертых, после ограничения транзита хлоркалия со стороны ЕС Лукашенко вынужден будет идти на поклон к Российской Федерации, что означает неминуемую интеграцию с последней, а этого ЕС желает меньше всего.

 

Ни цента евро

Запрет доступа на финансовые рынки ЕС белорусскому правительству, а также белорусским государственным финансовым институтам и субъектам и запрет Европейскому инвестиционному банку на финансирование проектов в государственном секторе Беларуси — совокупно все эти меры не позволяют белорусскому режиму перекредитоваться и всё больше загоняют его в сторону партнерства с восточными соседями.

Официально крупнейшим кредитором Беларуси считается Россия — Лукашенко задолжал ей более $8,5 млрд — однако это весьма спорно. Общий государственный долг Беларуси составляет $19 млрд, . сС учетом того, что, по инвестиционным контрактам с Китаем, условия которых секретные, Беларусь является гарантом выполнения кредитных договоров, первенство РФ является спорным. Долг перед европейцами по евробондам составил всего $3,3 млрд.

Европейский финансовый рынок нужен был Беларуси для перекредитования, то есть для избавления от дорогих китайских кредитов. Поэтому закрытие европейского кредитного окна является чисто символическим. 

Сотрудничество ЕС и Беларуси в части инвестиционной политики началось задолго до августовских выборов 2020 года и продолжилось после них.

По данным Брюсселя, общий объем кредитов Европейского инвестиционного банка для Минска на текущий момент составляет €550 млн. Объем текущих кредитов Европейского банка реконструкции и развития составляет более €1,3 млрд. Все они направлены на развитие транспорта, инфраструктуры городов, энергоэффективности, поддержку малого и среднего бизнеса, агробизнеса и транспортной инфраструктуры. Прекращения сотрудничества следует ожидать в тех сферах, где есть участие государства, например, агробизнес, инфраструктура городов и транспорт. 

Таким образом, инвестиции ЕС частников не покинут, но дальнейшее инвестирование также вызывает опасения в силу мрачных перспектив экономики Беларуси.

Наиболее тяжелым ударом в финансовом секторе является запрет страхования и перестрахования белорусскому правительству и белорусским государственным органам. Данная мера может заморозить деловую активность с предприятиями Беларуси, большинство из которых находится в государственной форме собственности. В европейской практике ведения бизнеса сделки принято страховать, поэтому у Беларуси могут возникнуть большие проблемы не только с закупками оборудования для собственных нужд, но и с поставками изделий собственной промышленности на рынки ЕС.


Вместо эпилога

Александр Григорьевич Лукашенко, пришедший к власти в 1994 году, сумел сделать многое для сохранения промышленности страны в эпоху лихих 90-х. Административно-командный стиль управления бывшего директора колхоза был полезен, но только в то, ушедшее, время.

Внешняя политика Лукашенко выгодно отличалась от внутренней. Грамотно лавируя между интересами Востока и Запада, между обещаниями интеграции с Россией, и обещаниями коллективному Западу саботировать интеграционные процессы, Лукашенко играл на слабостях и интересах обеих сторон, собирая с них дивиденды. Запад закрывал глаза на явные нарушения прав человека и нечестные выборы, оставляя доступ к своим рынкам и финансовым инструментам, а Россия щедро спонсировала экономику Беларуси собственным рынком, кредитами, дешевым газом и нефтью.

Но всё рано или поздно заканчивается. После августовских выборов и похищения Протасевича Запад больше не мог игнорировать варварские нарушения прав человека в Беларуси и явные злоупотребления Лукашенко. Формализм и мягкость санкционного давления на белорусский режим стали вызывать слишком много вопросов к элитам европейских демократий. Лукашенко дошел до той черты, когда, даже руководствуясь геополитическими интересами (нежеланием Запада толкать Лукашенко в объятия России), ему нельзя было прощать содеянного. Поэтому 24 июня 2021 года закончилась эпоха великого геополитического танца Беларуси. С одной стороны, введение секторальных экономических санкций кажется большим подарком для Российской Федерации. Однако, с другой стороны, интеграция государства с нелегитимной верховной властью может нести в себе непредсказуемые последствия, аналогичные тем, что возникли после присоединения Крыма.


Алексей Кузнецов

Еще по теме:

Первая коалиция демократических сил Беларуси
23.11.2021
​​21-22 ноября в Вене состоялась международная Конференция по Беларуси. В связи с введением в Австрии локдауна, основная часть мероприятия была перенесена в формат онлайн.
Эксперт предсказал Европе новую войну из-за Лукашенко
09.07.2021
Лукашенко может развязать военный конфликт с одной из приграничных европейских стран
«Ну не может же он отдать приказ зверски избивать и тем более убивать? Лукашенко может!». Павел Латушко на Венской конференции
23.11.2021
Руководитель НАУ Павел Латушко обратился онлайн к участникам Венской конференции с предложением срочной разработки новой СТРАТЕГИИ ЕС ПО БЕЛАРУСИ – действий, которые помогут создать предпосылки для выполнения народных требований: