03.12.2022

Ответ Семена Шарецкого Сергею Наумчику по поводу событий 1996 года в Беларуси

Ответ Семена Шарецкого Сергею Наумчику на пост в фейсбуке за 22 ноября

Уважаемый Сергей Иосифович!
Когда я прочитал ваш рассказ о событиях, произошедших в Беларуси в ноябре 1996 года, я подумал: кажется, легче всего оценивать те или иные события по тем, кто в них не принимал участия.
Из вашего рассказа я понимаю, что если бы вы или Зянон Станславович были тогда в Минске, А. Лукашенко уже давно не был бы на посту президента. Но, что касается Зенона Станславовича, оставим его в покое этого уважаемого человека, между прочим, который никаких упреков мне на этот счет при встречах не высказывает; Более того, несколько месяцев назад он мне позвонил и выразил удовлетворение моим интервью с Лукашуком.
Но при этом возникает вопрос: почему вас в это время не было в Минске?
А вот и ответ: Вы уехали из Беларуси в середине мая 1996 года, когда диктатор еще ограничивался арестами на 15 суток при проведении репрессий, как это было, например, с зампредом БНФ Юрасём Хадыко и Сивчиком после "Чернобыльского Шляха" в 1996 году; или при разгоне демонстраций «дубинками», которые получат по плечам в том числе и председателя Белорусской гражданской партии Станислава Богданкевича; или штраф, как было со мной.
Первой жертвой преступления режима в Беларуси стал Юрий Захаренко 7 мая 1999 года, затем 16 сентября 1999 года Виктор Гончар и Анатолий Красовский и так далее. Правда, в ноябре 1996 года журналист Анатолий Майсеня погиб в автокатастрофе при невыясненных обстоятельствах.

Так вы трус, Сергей Иосифович! Именно поэтому вы сбежали, повторяю, в мае 1996 года, а в августе уже получили статус «политического беженца» в США.
Оказывается, у меня в ноябре не тряслись руки, как вы пишите, а у вас, Сергей Иосифович, уже в мае дрожали колени; и это при том, что все мы продолжали работать, в том числе и те, кто уже был в открытой оппозиции диктатору.
Поэтому подумайте: имеете ли вы моральное право говорить о тех событиях?
И те ваши преждевременные побеги из Беларусии понятны мне, потерявшему отца во время ВОВ, кстати, как и Зенон Станиславович, а я был сиротой; а вы выросли в семье секретаря обкома партии, и в 29 лет, когда я ещё работал и даже подумать об этом не мог, вы стали депутатом Верховного Совета от одного из избирательных округов города Витебска, кстати, в то время, когда Ваш отец продолжал работать секретарем Витебского обкома партии. Именно поэтому мы по-разному относимся к определенным страхам и не можем одинаково оценивать те или иные события.

  *          *          *
В сентябре 1996 года в газете «Народная воля» была опубликована моя статья: «Народ, будьте бдительны! В республике пахнет фашизмом!». И я не помню, чтобы вы поддержали этот призыв, в то время как другие члены БНФ помогали продвигать эту газету. Более того, мы, депутаты, продолжавшие работать в  Верховном Совете, признанным международным сообществом легитимным совместно с руководством БНФ организовали «Чернобыльский шлях», отметили 25 марта «День Воли» и продолжили проводить другие мероприятия.
Что касается событий, имевших место до и во время референдума, то я уже рассказывал о них в нескольких интервью. Это было так. К тому времени я знал, что у диктатора нет моральных ограничений; Всех нас беспокоило во время нашего референдума  поведение российского правительства. А так, как Борис Ельцин в больнице, то я навестил Виктора Степановича Черномырдина, который во время нашего разговора сказал: «Гоните его к черту». Но задал вопрос: "Борис Николаевич расстрелял свой парламент, и как он посмотрит на наш импичмент?"
Ответ Черномырдина: «Ну, это был другой случай».
Однако за несколько дней до референдума мне позвонил Ельцин, для которого власть была дороже здоровья, и сказал: «Не мешайте президенту!»
Я понимаю, что он боится прецедента: если сегодня в Беларуси президента можно снять с поста на законных основаниях, то что с ним может произойти завтра?
Почти перед референдумом я еще раз предупредил соотечественников через газету «Народная воля»: «Почему опасно голосовать за проект новой Конституции Республики Беларусь, предложенный президентом?»

Кстати, в том же номере газеты была напечатана статья Валерия Тихини с тем же предупреждением. Поэтому я не знаю, почему он потом встал на сторону Лукашенко.
А когда в Минск прилетели Черномырдин, Строев и Селезнёв, нас было четверо: я, Карпенко, Колякин и Кравченко. Вместе с россиянами в зал зашли  Лукашенко с Тихиней. Тихиня уже передали список депутатов с подписями для импичмента президента. Так вот, Сергей Иосифович, чтобы меня оскорбить, вы лжёте, что Карпенко был в другой комнате. И руки мои тогда  не дрожали: в отличие от вас жизнь моя была в опастности; Я продолжал находиться в Вильнюсе даже после того, как два человека, приехавшие туда, пообещали снайперу 100 тысяч долларов за мою голову.

Кстати, мы с Сергеем Калякиным еще раз разговаривали с Тихиней, но дело не заладилось: Конституционный суд не дал согласия на продолжение импичмента.
Что делать ?
Нарушать Конституцию и ждать по требованию Лукашенко ввода российских войск в Беларусь?
Некоторые пишут: ну и что? - пролилась бы кровь; будет ли Беларусь свободной и независимой?
Понимают ли они баланс сил? К сожалению, большинство людей в то время поддержало Лукашенко.
А в 2020 году было не более 2-3 дней, когда можно было что-то сделать, чтобы убрать Лукашенко с поста президента, который на тот момент уже находился нелегально, потому что, как сказал Игорь Чубайс в одном из своих интервью, Псковская дивизия была готова и ждала только приказа двигаться в Белорусь.
Война на Украине нас ничему не научила?

 *          *          *
Сергей Иосифович, у меня к вам вопрос: смотрю на вашу фото с Анатолием Вертинским и читаю надпись под ней: "Последняя встреча с Анатолием Вертинским в мой последний, как оказалось, день в Беларуси. Июнь 2020. "
Какая контора дала вам разрешение посетить Беларусь в июне 2020 года: это было в то время, когда я и, например, Дима Болкунец и другие не могли поехать на похороны своих матерей.
Вы агент КГБ? я не хотел бы верить.
Я знаю вас и встречался с вашим отцом.

Автор: Семен Шарецкий

P.S. Ответ Сергея Наумчика Семену Шарецкому от 3 декабря 2022 г.

Еще по теме:

Побег на Украину. Как легально сбежать из тоталитарного государства на автомобиле
10.12.2021
Эпидемия коронавируса, всячески отрицаемая Лукашенко, стала поводом для ограничения прав белорусов и фактического введения выездной визы. Теперь, что бы уехать из Беларуси придется пойти на массу ухищрений.
За машиной в Беларусь: россияне массово опустошают белорусские автосалоны
26.11.2021
Эпидемия COVID-19, беснующаяся уже второй год подряд, перевернула с ног на голову привычные сферы нашей жизни, сделав ранее немыслимое возможным. Оказалось, что автомобили, производимые в РФ, в Беларуси стоят дешевле, чем в России.
Социальная Беларусь. Пенсия выживания
15.11.2021
Независимо от лозунгов и официальной пропаганды, забота государства о старшем поколении, пенсионерах, служит неоспоримым индикатором его социальной политики, не на словах, а на деле показывая отношение власти к собственному народу.