17.07.2024

Лауреаты Нобелевской премии призвали власти Беларуси провести всеобщую политическую амнистию

Освобождению режимом Лукашенко из тюрьмы тяжелобольных заключенных способствовали открытые письма лауреатов Нобелевской премии и акции оппозиционеров

3 июля, когда в Беларуси отмечается День Независимости, Александр Лукашенко помиловал 18 политических заключенных.

Анонсируя акцию, Лукашенко подчеркнул, что все, кого он отпускает из заключения «действительно тяжелобольные, в основном с раковыми заболеваниями. Мы по-человечески подходим и относимся ко всем».

Самым известным из них стал 67-летний Григорий Костусев, задержанный в апреле 2021 года и приговоренный к 10 годам заключения по статье 357 УК Республики Беларусь - «Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти». Во время президентской кампании 2010 году Костусев был кандидатом от партии Белорусский народный фронт, а через 7 лет был избран ее председателем.

Уже после ареста у оппозиционного политика было обнаружено онкологическое заболевание.

На самом деле, такому «жесту доброй воли» со стороны самопровозглашенного президента Беларуси предшествовала подготовительная работа оппозиционных политиков и гражданских активистов.

«Либо он отпускает людей, либо граница Польши и Беларуси полностью закрывается»

Политолог Дмитрий Болкунец упомянул об инициативной группе, члены которой на протяжении некоторого времени разрабатывали различные способы освобождения белорусских узников совести.
«Мы использовали метод "кнута и пряника" и "кнут" был задействован, когда мы требовали от политиков разных стран принимать серьезные меры», - рассказал он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

20 марта этого года было опубликовано первое открытое обращение лауреатов Нобелевской премии к лидерам ЕС, озаглавленное «Освободите белорусских политзаключенных». В письме, под которым стоят подписи… лауреатов Нобелевской премии, в том числе – Светланы Алексиевич, Герты Мюллер, Джоди Уильямс, Дмитрия Муратова и Александры Матвийчук есть такие строки: «Коммерческие интересы европейских стран не могут перевесить вопросы их национальной безопасности и их долга по спасению невинных людей, ставших жертвами в Беларуси, а также защиты прав не только белорусов, но и национальных меньшинств, подвергающихся жестокой дискриминации».

По словам Дмитрия Болкунца, это обращение было услышано в европейских столицах, в том числе – в Варшаве. «И мы очень этому рады, потому что позиция Польши, фактически, была доведена до Александра Лукашенко в виде ультиматума. Он получил требования освободить политзаключенных и прекратить миграционную войну на границе. С целью показать свою решительность Польша на 33 часа приостанавливала железнодорожное сообщение, была очень длительная проверка всех поездов. В итоге в ночь с 3 на 4 июля было парализовало движение грузовых составов.

Многие гражданские активисты, в том числе и я, принимали участие во временном блокировании единственного автомобильного пункта пропуска на границе Беларуси и Польши для всех фур, которые едут в Польшу. И буквально через несколько дней правительство Польши приняло меры, которые парализовали проезд грузового транспорта из Беларуси в Европейский Союз», - перечисляет эксперт.

Данные меры способствовали тому, что впервые с 2020 года Лукашенко начал освобождать политических заключенных в Беларуси. «Поэтому мы считаем, что обращение Нобелевских лауреатов в адрес Александра Лукашенко поможет ему принять правильное решение для того, чтобы освободить всех политических узников и не доводить дело до более серьезной ситуации», - подчеркивает собеседник «Голоса Америки».

На вопрос, не может ли такое давление на белорусского диктатора ухудшить положение его политических противников, находящихся в неволе, Дмитрий Болкунец заметил, что все заявления, ультиматумы и открытие письма, которые лежат на столе у Лукашенко, не оставляют ему выбора. «Либо он отпускает людей, либо граница Польши и Беларуси полностью закрывается», - резюмирует политолог.

«Мы сделали все, что было в наших силах»

12 июля группа лауреатов Нобелевской премии опубликовала открытое обращение к самому Лукашенко, в котором приветствовалось «принятие закона об амнистии и первые шаги по освобождению тяжело больных заключенных в Беларуси».

В документе, который на момент написания этой статьи скрепил подписью 61 лауреат премии Мира, а также в области точных наук и литературы, отмечается: «Проведение всеобщей политической амнистии и возвращение к международно-признанным нормам права и принципам гуманизма станет важнейшим политическим актом, символизирующим новый этап в истории Беларуси. Мы надеемся, что наш призыв, как и голоса других людей доброй воли, будет услышан, и этот шаг заложит фундамент для начала процесса национального согласия и примирения.

Все граждане, пострадавшие за свои взгляды, активную гражданскую позицию и протестные действия, заслуживают свободы».

Отдельную благодарность за активные действия, направленные на освобождение политических заключенных в Беларуси подписанты выразили Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, президенту Польши Анджею Дуде, премьер-министру Дональду Туску, министру иностранных дел Радославу Сикорскому, участникам гражданской инициативы «Ультиматум», дипломатам и правозащитникам.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год Светланой Алексиевич, чья подпись стоит первой под обоими упомянутыми открытыми письмами.

Она назвала выход на свободу десяти политзаключенных «первым шагом» на пути к полному освобождению узников совести. «Я рада, что это случилось, правда, там мы не увидели тех людей, о которых ничего не слышим уже два года. Это было очень осторожное действие, но слава богу, что это началось. Я надеюсь, что началось», - уточнила Светлана Алексиевич.

Писательница добавила, что она разговаривала на эту тему со своими коллегами. «Все хотят что-то сделать для людей, которые томятся в тюрьме уже длительное время. И все готовы что-то делать. Но насколько наши письма сильны, насколько наши слова действуют? Я надеюсь, что они больше действуют на общество, на общественную атмосферу страха, в которой живет белорусский народ. Сказать, что мы написали письмо и людей стали отпускать нельзя, но мы сделали все, что было в наших силах», - считает она.

И продолжает: «Мы можем только писать. Я не знаю, что у нас есть, кроме слова и этих писем. Но я думаю, что следующей акцией должно быть требование увидеть наших лидеров – Виктора Бабарико, Марию Колесникову, Максима Знака. Чтобы мы узнали, живы ли они? Уже около двух лет никто ничего о них не слышал. Николай Статкевич тоже очень сильный человек, но мы очень боимся за них, они ведь все там болели – Маша Колесникова была больна и ей даже сделали операцию, Бабарико был болен, а он и так не очень здоровый человек. Саша Федута тоже сидит больше трех лет, а он исключительно больной человек. И Алесь Беляцкий тоже, а мы ничего о них не слышим».

Свой краткий комментарий Светлана Алексиевич подытожила так: «Перечисляешь эти имена, и становится страшно – как их много! А нас еще больше, и мы бессильны».

«Каток репрессий не остановился ни на миллиметр»

За свободу белорусских политзаключенных борются не только знаменитости с мировым именем, но и неравнодушные граждане Беларуси, не согласные с диктаторским режимом.

Группа Dissidentby начала помогать политзаключенным в 2017 году, а в 2019-м была официально зарегистрирована. «Наша основная сфера деятельности – помощь внутри Беларуси. Мы делаем примерно 25 передач в колонии и тюрьмы ежемесячно. Другие наши инициативы связаны со среднесрочной или долгосрочной поддержкой политзаключенных и их семей. Мы образуем горизонтальные связи между людьми, которые могут оказывать помощь и теми, кому эта помощь предназначена. Недавно мы образовали коалицию с наиболее значимыми организациями, такими как Фонд солидарности BYSOL, "Фонд Страна для Жизни" и BY_help и вместе с ними мы закрываем большую часть фронта помощи людям в Беларуси, а наши коллеги еще занимаются и реабилитацией людей, которые вышли из заключения», - рассказал представитель инициативы помощи политическим заключенным Беларуси Dissidentby, правозащитник Вячеслав Косинеров.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он оценил внутриполитическую ситуацию в своей стране весьма пессимистично: «Исходя из происходящего в Беларуси – а мы следим за этим каждый день – можно смело утверждать, что хуже почти некуда».

Говоря о письме Нобелевских лауреатов, правозащитник замечает, что принцип действия таких групп, как Dissidentby всегда базируются на огласке и чем больше внимания международной общественности будет привлечено к теме белорусских политзаключенных, тем для них может быть лучше. «Даже если поначалу будут непонятные движения со стороны режима, то впоследствии это приводит к ослаблению давления как на тех, кто в тюрьмах, так и на родственников политзаключенных», - свидетельствует Косинеров.

В этой связи гражданские активисты приветствуют любые инициативы, которые затрагивают положение белорусских политзаключенных. Но при этом Вячеслав Косинеров оговаривается: «Говорить о таких событиях нужно грамотно. Например, во многих СМИ ряд активистов и политических деятелей после того, как выпустили политзаключенных – было недавно такое знаковое событие – поспешили назвать это действие со стороны режима "актом гуманизма", что на самом деле мы считаем недопустимым и даже вредным. Потому что если наши зарубежные коллеги будут наблюдать за нашими политиками и вдруг увидят, что Лукашенко начал проявлять "акты гуманизма", то они могут совершенно иначе отнестись людям, бегущим из страны от ужасающих репрессий, которые не останавливаются ни на секунду».

Собеседник «Голоса Америки» также подчеркивает, что самопровозглашенный президент Беларуси слукавил: он отпустил только одного тяжело больного заключенного, а остальные были выбраны исходя из каких-то расчетов самой власти, причем большинству из них оставалось находиться в заключении несколько месяцев. «И более того, за предыдущий месяц – а мы ведем статистику, собираем материалы – было задержано 72 новых политзаключенных. То есть, каток репрессий не остановился ни на миллиметр, поэтому надо очень аккуратно говорить о подобных событиях и освещать их соответственно», - повторяет Вячеслав Косинеров.

Ввиду этого правозащитник считает неэффективными призывы к гуманизации режима Лукашенко, а недавнее помилование нескольких политзаключенных, по его мнению, стало результатом давления, которое оказали на официальный Минск лидеры западных стран. Косинеров добавляет, что не исключено, что «жест доброй воли» был сделан диктатором после прямого указания Пекина, где недавно побывал президент Польши Анджей Дуда.

По данным правозащитного движения «Вясна» в лукашенковских застенках остается еще около 1400 противников действующего в стране режима. Среди них: бывшая сотрудница государственного телевидения Ксения Луцкина, которая после начала массовых акций протеста присоединилась к забастовке и уволилась. В декабре того же года ее задержали, а позже приговорили к восьми годам лишения свободы по статье «заговор с целью захвата власти». У Луцкиной диагностирована опухоль головного мозга.

Участник рок-группы «Тор-бэнд» Евгений Бурло написал песню «Мы не народец!», ставшую одним из музыкальных символов акций протеста 2020 года. В октябре 2022 года музыкантов «Тор-бэнд» арестовали и приговорили по «экстремистским статьям» к срокам от семи с половиной до девяти лет лишения свободы. У Евгений Бурло, приговоренного к восьми годам, в заключении был обнаружен некроз тазобедренных суставов и передвигаться он может только с помощью костылей.

У 74-летнего лидера независимого профсоюза работников радиоэлектронной промышленности Василия Береснева одна почка. Вторая была удалена из-за онкологического заболевания. Береснев приговорен к девяти годам лишения свободы по «экстремистским» статьям УК РБ.

Серьезные проблемы со здоровьем и у журналиста Gazety Wyborczej Анджея Почобута, приговоренного в восьми годам заключения за «разжигание вражды». За Почобута вступался министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, но пока это заступничество не возымело эффекта.

Кроме упомянутых политзаключенных в белорусских тюрьмах и колониях находится еще немало людей с тяжелыми заболеваниями, в том числе – онкологическими. А среди тех, кто умер в заключении: Игорь Ледник, Витольд Ашурок, Алесь Пушкин, Николай Климович, Вадим Храсько, Александр Кулинич. И все противники режима Лукашенко в стране, в условиях подполья, или за границей надеются, что этот скорбный список не пополнится.
Голос Америки

Еще по теме:

Побег на Украину. Как легально сбежать из тоталитарного государства на автомобиле
10.12.2021
Эпидемия коронавируса, всячески отрицаемая Лукашенко, стала поводом для ограничения прав белорусов и фактического введения выездной визы. Теперь, что бы уехать из Беларуси придется пойти на массу ухищрений.
За машиной в Беларусь: россияне массово опустошают белорусские автосалоны
26.11.2021
Эпидемия COVID-19, беснующаяся уже второй год подряд, перевернула с ног на голову привычные сферы нашей жизни, сделав ранее немыслимое возможным. Оказалось, что автомобили, производимые в РФ, в Беларуси стоят дешевле, чем в России.