Сценарии политического транзита в Беларуси
04.12.2023

Сценарии политического транзита в Беларуси

Вы можете поддержать работу сайта:
https://www.donationalerts.com/r/bolkunets
PayPal

Версия доклада в PDF
---


С момента президентских выборов в Беларуси прошло сорок месяцев. Ситуация с правами человека существенно ухудшилась, продолжаются репрессии и сохраняется поляризация в обществе. Власти частично приспособились к санкциям западных стран и, не рассчитывая на их отмену, не видят оснований для освобождения политических оппонентов, а также переговоров с оппонентами.
В 2024 году исполняется 30 лет с момента прихода к власти Александра Лукашенко. Очередные президентские выборы в Беларуси могут состояться в любое время, но не позднее 20 июля 2025 года.
Вопрос возможного политического транзита присутствует в дискуссионной повестке. Связано это с возрастом Александра Лукашенко, проблемами с его здоровьем, а также возможными планами России обеспечить контролируемую замену первого лица в Беларуси.
В авторитарных странах сложно достоверно предсказать возможные сценарии, по которым может проходить политический переход. Режим будет устранять любые потенциальные угрозы до начала транзитного периода.
Внешние факторы: Россия, Китай, Украина, Запад.
Внутренние факторы: семья Лукашенко, силовой блок, граждане Беларуси.
Предлагаемые к рассмотрению варианты охватывают период до 2025 года и в некоторых моментах могут пересекаться.

Провластные сценарии.
Сценарий 1. Президентские выборы без участия Александра Лукашенко
После выборов 2020 года власти Беларуси при поддержке России и попустительстве Запада, приняли ряд мер, которые позволили Лукашенко сохранить власть. 14 сентября 2020 года на встрече с А. Лукашенко с В. Путиным в Сочи были утверждены основные контуры будущего политического транзита в Беларуси. Они предусматривают уход Александра Лукашенко и проведение новых выборов без его участия. В рамках данной стратегии были внесены изменения в конституцию Беларуси, проведена полная зачистка всего политического поля. Внутренний национальный диалог был отвергнут и впоследствии заменен ужесточением репрессий. Западная санкционная политика способствовала усилению зависимости Беларуси от России и укреплению режима. Вопрос политического транзита может рассматриваться как часть стратегии Кремля по установлению полного контроля над политической ситуацией в Беларуси.
25 февраля 2024 года в Беларуси состоятся очередные парламентские выборы. Как и в предыдущие годы, они будут сфальсифицированы. Появление партии власти «Белая Русь», которой отводится центральное место в номенклатуре, является частью стратегии по ослаблению роли президента. Наличие полностью контролируемого коллективного органа, напоминающего парламент, обеспечивает управляемость политической системы.
В апреле 2024 года в Беларуси состоится Всебелорусское народное собрание (ВНС), которое в обновленной конституции получило статус высшего органа представительной власти. Ожидается, что председателем ВНС станет Александр Лукашенко, что позволит ему сохранить влияние на ситуацию в стране в случае неучастия в следующих президентских выборах.
Кремль явно окажет согласованному преемнику существенную финансовую и информационную поддержку, чтобы обеспечить лояльность бюрократии, армии и правоохранительных органов.
Сценарий управляемого политического транзита также приемлем для Китая, имеющего свои бизнес-интересы в Беларуси и заинтересованного в безопасности логистического маршрута в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Александр Лукашенко в роли председателя ВНС будет стремиться сохранить за собой полный контроль за всеми процессами в Беларуси. Роль президента в случае прихода нового человека будет размыта. Могут сложиться предпосылки для возникновения конфликтов между различными центрами силы.
Управляемый политический транзит направлен на исключение граждан из процесса принятия решений. Основными кандидатами на роль преемников являются спикер верхней палаты парламента Наталья Кочанова и премьер-министр Роман Головченко. В числе возможных кандидатов: Виктор Лукашенко, а также глава администрации Игорь Сергеенко. Могут появиться и совершенно неожиданные кандидаты.

Сценарий 2. Смерть либо гибель Александра Лукашенко
План действий в случае смерти либо гибели главы государства отрегулирован в конституции. В случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным конституцией, его полномочия до принесения присяги вновь избранным президентом переходят к председателю Совета Республики[1].
В случае гибели президента в результате покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, военной агрессии, вследствие иных действий насильственного характера все государственные органы и их должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета безопасности, которые проводятся под руководством председателя Совета Республики. На территории страны при этом незамедлительно вводится чрезвычайное или военное положение, а Советом безопасности определяется перечень мер по их обеспечению.
В таком случае основным действующим лицом становится Наталья Кочанова, у которой не исключен конфликт с силовым блоком. Прописанный в конституции механизм передачи власти может пойти не по сценарию. Смерть либо гибель первого лица может спровоцировать протесты. Введение чрезвычайного или военного положения, а также возможный ввод российских войск, будут являться вынужденной мерой для сохранения контроля над ситуацией.

Сценарий 3. Участие Александра Лукашенко в очередных президентских выборах
В 2025 году Александру Лукашенко исполнится 71 год. На его решение участвовать в очередных президентских выборах будут влиять в первую очередь внешние факторы и поддержка со стороны Кремля. Учитывая характер Лукашенко, боязнь судебного преследования и другие факторы есть основания предполагать, что существует вероятность его участия в очередных выборах. В таком варианте вопрос политического транзита будет смещен во времени. Следует учитывать проблемы со здоровьем, вероятность потери дееспособности, вплоть до летального исхода.

Оппозиционные сценарии.
Сценарий 4. Силовой вариант
Силовой вариант смещения Лукашенко является темой дискуссий. Однако вероятность его практической реализации невысока.
Внутри Беларуси в текущих условиях отсутствуют структуры, способные организовать силовой сценарий. Любые военизированные группы, действующие за пределами страны не имеют практической возможности для проведения вооруженного переворота. Страны НАТО и Украина не допустят военное вмешательство со своей территории.
Практическая вероятность повышается в случае возбуждения на территории других стран либо стороны Международного уголовного суда в Гааге уголовного дела в отношении А. Лукашенко и объявлении его в международный розыск. В случае реализации такого действия возникнут легальные правовые основания для ареста Лукашенко не только за пределами страны, но и внутри Беларуси. В глазах ближайшего окружения он будет рассматриваться исключительно как международный преступник. Данный случай является чувствительном элементом воздействия на устойчивость режима. За арест и доставку в суд может быть объявлен гонорар, а также освобождение от ответственности на территории Беларуси.
Кремль будет рассматривать силовой сценарий в Беларуси как вооружённый переворот либо интервенцию со стороны иностранного государства.

Сценарий 5. Военная интервенция
Данный вариант присутствует в дискурсе, однако практически ни одна из соседних стран не будет вводить войска в Беларусь. Исключением является Россия, которая может ввести войска для защиты конституционного строя на территории Союзного государства.

Сценарий 6. Революция
Смена власти в Беларуси в ходе революции в текущий момент маловероятна. Власти проводят системную работу по устранению угроз. Уличные безоружные акции внутри Беларуси не имеют серьезных перспектив привести к смене власти. Противовесом является Россия, которая в случае самого негативного сценария введет войска для подавления протестов.

Сценарий 7. Переговоры власти и оппозиции
Возможности перехватить власть в августе 2020 года были упущены. Все основные лидеры протеста либо в тюрьме, либо в эмиграции. Функционирующая из-за рубежа оппозиция не имеет влияния на внутренние процессы, однако частично может оказывать информационное воздействие на западные страны. 
Операция спецслужб Беларуси, проведенная начальником Оперативно-аналитического центра А. Павлюченко, по вывозу Светланы Тихановской в Литву позволила погасить протестную активность[2]. Сформированные за рубежом вокруг «офиса Тихановской» структуры имеют частичную легитимность на Западе, но не имеют влияния на ситуацию внутри Беларуси. При определенных обстоятельствах режим может их задействовать в имитации переговорного процесса при условии, если возникнет потребность диалога для обеспечения разморозки отношения с ЕС и США. Однако в реальности такой исход является маловероятным. Посредническая роль нескольких международных медиаторов не увенчалась успехом. Александр Лукашенко, а также его окружение, не видят политического кризиса в Беларуси и не воспринимают своих оппонентов как равных партнеров. Необходимо учитывать психологию поведения власти, которая не готова будет вести переговоры с группой граждан, не имеющей опыта работы и авторитета среди номенклатуры.
Для власти более приемлемо вести диалог с Западом напрямую и не использовать оппозиционные структуры в качестве посредников. Предпосылкой может являться проведение амнистии и освобождение политзаключенных.
Широкий внутренний гражданский переговорный процесс возможен только после ухода Александра Лукашенко. Необходимость его проведения будет зависеть от потребности власти преодолеть раскол в обществе и восстановления отношений с Западом.
Если процесс политического транзита пройдет по сценарию власти успешно и без конфликтов, тогда возможно, не будет нужды в прокси-оппозиционных структурах. Не исключено, что от некоторых из них будут избавляться, например, путем более активной деятельности спецслужб по внесению раскола в деятельность оппозиционные организаций, слива компромата и др.
Необходимо учитывать позицию Кремля, который выступает противником установления дружественных отношений между Беларусью и Западом, поскольку рассматривает страну как зону исключительно собственных геополитических интересов.

Сценарий 8. Перехват власти оппозицией
Провластные сценарии политического транзита в Беларуси основываются на отсутствии реальной конкуренции, сохранении авторитарной модели, исключении граждан из процесса принятия решений. Демократические силы Беларуси как правило зеркалят действия власти, выбирая реактивную стратегию, а не навязывают власти свою игру.
Слабым элементом оппозиции, медиа и общественных организаций является зависимость от внешних доноров. Население Беларуси практически не финансирует политическую и гражданскую активность. Возникает взаимозависимость получателей внешней помощи от различных фондов, заинтересованных в освоении бюджетов. Доноры выделяют средства не для демократизации, а для решения своих задач. Бенефициарами помощи являются посреднические организации и структуры, которые не имеют влияния на процессы внутри страны. Подобная практика в прошлые годы привела к укреплению авторитаризма в Беларуси[3].
В сложившихся условиях оппозиция не имеет реальных возможностей претендовать на перехват власти в Беларуси в период политического транзита. Сформированные вокруг «Офиса Тихановской» бутафорные структуры не имеют реальной возможности перехватить власть в стране. Начиная с 2020 года европейские и международные институты в своих декларациях и заявлениях, в качестве единственных представителей демократического сообщества Беларуси, указывают структуры, не уполномоченные населением Беларуси представлять их интересы. Это существенно подрывает доверие к европейским институтам и демократическим ценностям, снижает общественную активность граждан, способствует осуществлению российских планов в отношении страны. Международные встречи лидеров оппозиции с зарубежными политиками не оказывают существенного влияния на внутренние политические процессы в Беларуси за исключением психологического давления на отдельных представителей власти.
Предлагаемая одной из политических групп концепция выборов обновленного состава Координационного совета имеет ряд существенных недостатков, которые делают этот орган бессмысленным дискуссионным клубом. Отсутствие сформированной цели деятельности организации, направленной на взятие власти, не позволят обеспечивать массовое участие граждан и сформировать широкое национальное движение. Организация выборов на непрозрачной незащищенной с точки зрения безопасности платформе, с потенциальными возможностями манипулировать голосами, а также организация голосования только среди эмиграции, приведет к еще большему расколу в обществе, угасанию протестного движения, маргинализации оппозиции, укреплению авторитаризма в Беларуси.
Оппозиция имеет нереализованный потенциал перехвата власти путем формирования временных легитимных представительных органов, включая избранный гражданами парламент, который мог бы стать высшим законодательным органом в период непризнания действующей власти и в переходный период. Возможности для проведения протестных акций внутри Беларуси ограничены, а потенциал диаспоры практически не задействован. Сильный легитимный центр является необходимым условием для организации переговорного процесса, в том числе и при участии международных посредников.
В пессимистическом сценарии многие граждане и представители демократического движения в ближайшие годы не смогут вернуться в Беларусь даже после ухода из политики Александра Лукашенко. Существует вероятность, что нескорые из них будут лишены гражданства.


Кремлевский сценарий
Сценарий 9. Утрата субъектности

После 2020 года правящий в Беларуси режим попал в зависимость от России. Воспользовавшись ситуацией Кремль навязал свою повестку. Санкционная политика со стороны Запада ограничила возможности проводить какую-либо самостоятельную внешнюю политику. Попытки со стороны Лукашенко найти новую точку опоры в Китае не увенчались успехом.
Запущенный в 2021 году активный процесс имплементации подписанного в 1999 года договора о создании Союзного государства, направлен на реализацию российского варианта объединения в конфедерацию. Первый его этап завершится в 2023 году и новые направления реализация договора будут включены в программы до 2026 года[4]. Согласно базисному договору, предусматривается создание союза двух государств с единым экономическим пространством и таможенной территорией, общей макроэкономической политикой, бюджетом, согласованной политикой в международных вопросах, сфере обороны, безопасности, введением единой валюты[5].
В случае выхода на формирование политических органов управления (союзное правительство, парламент) полномочия национальных правительств будут существенно ограничены. Доминирующую роль в такой ситуации будет играть Россия. В таком виде Союзное государство будет отдаленно напоминать Советский союз, где руководители национальных республик не избирались населением, а назначались из Москвы

Заключение
В сложившихся условиях любые политические трансформации в Беларуси будут проходить под полным контролем со стороны Кремля. Демократические изменения в Беларуси представляют угрозу как фактор дестабилизации в самой России. Запад не рассматривает ситуацию в стране как чрезвычайную и не видит угрозу для своей безопасности.
Оппозиция обладает минимальными возможностями для влияния на внутренние процессы. Консолидация демократических сил, формирование широкого национального движения и легитимных институтов власти имеет потенциал воздействия на ситуацию в Беларуси.
Преодоление политического кризиса и сохранение страны как независимого государства требует переоценки подходов всех заинтересованных субъектов.