План «Б» Лукашенко: новые ниши «дальней дуги»
12.08.2021

План «Б» Лукашенко: новые ниши «дальней дуги»

Внутренняя конфронтация и репрессии, организованные Лукашенко, вынуждают экономику Беларуси искать новые пути для внешней торговли.

Получится ли у лукашенковских приспешников найти новые рынки сбыта белорусских товаров выясняло интернет-издание BOLKUNETS.ORG.

На прошедшем 20 июля совещании по приоритетам внешней политики Лукашенко сделал ряд громких заявлений, которые касались как кадровых вопросов, так и внешнеэкономической стратегии Беларуси. Основным посылом диктатора стала корректировка внешнеполитической стратегии Беларуси.

«В министерстве (Министерстве иностранных дел – ред.) должны четко понимать, что современный мир не ограничивается лишь странами Европейского союза. Он гораздо шире», – заявил Лукашенко.

Далее он привел в пример такие страны, как Китай, Индия, Пакистан, Вьетнам, Турция, с которыми у Минска добрые отношения, равно как и с целым рядом государств в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Лукашенко добавил, что в сотрудничестве с этими странами кроется огромный потенциал и безграничные возможности. «Для нас безграничные возможности – для страны не гигантского размера что по экономике, что по территории и населению. Мы просто не всегда умеем этими возможностями эффективно пользоваться. А кое-кто не проявляет особого рвения в том, чтобы выполнить достигнутые на уровне хотя бы главы государства договоренности», – сказал Лукашенко.

Тираду диктатора немного сгладил министр экономики Александр Червяков, заявивший в интервью «Беларусь 1» о том, что страна не намерена уходить со своими товарами с европейского рынка из-за санкционного давления. По его мнению, уход возможен только в случае «если будут выталкивать». Глава министерства рассказал, что на такой случай Минск рассматривает новые рынки сбыта товаров, в том числе индийский и африканский.
 

Неотъемлемая часть Европы

Прежде чем разбираться, куда и зачем будут посланы белорусские товары с европейского рынка, мы хотим поделиться с читателями занимательной информацией, взятой из официальных источников.

Особо интересно в плане нашей статьи рассмотреть официальную позицию МИДа в отношении стран Европы. По мнению МИДа:

«Беларусь географически, исторически и культурно является неотъемлемой частью Европы, находясь на пересечении значимых транспортных и торговых путей между различными регионами европейского континента, и вносит ощутимый вклад в укрепление общеевропейской безопасности, обеспечивая барьер на пути наркотрафика, незаконной торговли оружием, нелегальной миграции и торговли людьми». 

С учетом охлаждения отношений режима с Евросоюзом весьма удивительно, что такая позиция до сих пор находится на официальном сайте ведомства. Скорее всего, при Макее МИД просто превратился в унылое безынициативное болото, занимающееся банальной показухой, неспособное вовремя реагировать на меняющуюся внешнеполитическую обстановку, о чем, кстати, и намекал Лукашенко.

Тот же самый МИД, опираясь на официальную статистику Белстата, считает Евросоюз вторым по значимости рынком для белорусского экспорта. Согласно официальной статистике и информации, опубликованной МИДом, в 2020 году товарооборот Беларуси с ЕС составил $12 млрд, снизившись на 9,2% по сравнению с 2019 годом. Экспорт в ЕС составил $5,5 млрд (на 10,2% меньше, чем в 2019 году), импорт – $6,5 млрд (на 8,3% меньше, чем в 2019 году). Сальдо сложилось отрицательное в размере $1 млрд (аналогичное 2019 году). Доля ЕС в общем объеме экспорта Беларуси составила 18,8% (2019 году было 18,5% ).  На основании показателей двустороннего товарооборота за 2020 год можно сделать вывод, что основными торговыми партнерами Беларуси среди европейских стран являются Германия, Польша, Литва, Нидерланды, Италия, Турция, Латвия, Франция, Бельгия, Чехия.

Таким образом Лукашенко поставил пребывающему в летаргическом сне МИДу задачу по замещению второго по значимости рынка для белорусского экспорта. Выражаясь языком цифр, ведомству Макея необходимо в кратчайшие сроки найти покупателей белорусских товаров на сумму $5,5 млрд.

Цифры любят сухой анализ и факты. Поэтому мы постепенно разберем общую сумму белорусского экспорта в страны ЕС на составляющие и попробуем хотя бы приблизительно понять, что и куда из основных статей белорусского экспорта можно продать в страны «дальней дуги», а что оставить.

 

Во всей Вселенной пахнет нефтью

Поскольку Беларусь географически является неотъемлемой частью Европы и как составная часть Союзного государства получает около 20 млн тонн нефти в год от России, то главной статьей белорусского экспорта в Европу всегда были нефтепродукты.

В 2020 году Беларусь продала в ЕС нефтепродуктов на сумму $1,32 млрд, а за первое полугодие 2021-го – на $0,8 млрд. В эту сумму включены все категории, попавшие под секторальные экономические санкции ЕС. 

Теоретически можно уже исключать категорию нефтепродуктов из общего торгового оборота с ЕС, но есть ряд нюансов, которые позволяют усомниться в том, что белорусская нефтянка уйдет из Европы.

Предвидя санкционные ограничения со стороны Евросоюза, Лукашенко договорился с Россией о поставках нефтепродуктов через российские порты: в настоящее время весь литовский транзит идет через российский порт Усть-Луга. Поскольку санкции также запретили транзит нефтепродуктов через страны ЕС, то на очереди перенаправление в Усть-Лугу нефтяного транзита из Латвии и Эстонии. 

В 2016 году ОАО «РЖД» предоставило скидку в размере 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты северо-запада. Несмотря на то что срок действия скидки истекает в 2025 году, ее дальнейшему продлению ничто не мешает. Поэтому Беларусь с минимальными издержками перенаправит весь транзит нефтепродуктов в российские порты, которые уже готовы к такому развитию событий.

Учитывая характер режима, который неоднократно показывал склонность к аферам, подлогу и махинациям, мы не сомневаемся в том, что и в этот раз он будет продавать топливо в Европу по подложным документам, превращая прямо в порту белорусское топливо в российское путем подлога сертификатов или используя фирмы прокладки.

Кстати, Белстат оперативно удалил данные, которые были доступны еще месяц назад, по экспорту и импорту. Так что эта новость косвенно подтверждает намерения Лукашенко и дальше продавать нефтепродукты в Европу, несмотря на санкции.

Так что белорусские нефтепродукты можно оставить на месте: искать для них новый рынок не придется. Да и не в интересах Европы устраивать на внутреннем рынке топлива хаос и панику из-за падения объемов предложения.

Также не особо пострадает торговля нефтью, которую Беларусь добывает от 1,2 до 1,7 млн тонн в год. В 2020 году Беларусь продала Германии 1,21 млн тонн нефти на сумму $343,2 млн. 

В случае реализации нефти через российскую Усть-Лугу в европейском направлении вырастут издержки на транспортировку и откаты посредникам, но этот товар найдет свое место на рынке Европы.

Остальные минеральные продукты, которые Беларусь реализовала в ЕС в 2020 году, могут пострадать сильнее. На их долю пришлось $220 млн в 2020 году. Это уголь, цемент, продукты перегонки каменноугольной смолы (используются в химпроме). Уголь, которого в Беларуси нет, можно сразу же исключить как контрабанду с мятежных районов Донбасса. Пользы экономике Беларуси он не приносит никакой, обогащая исключительно приближенных к Лукашенко спекулянтов. Остальные продукты из этого списка имеют низкую начальную стоимость и специфические рынки (индустриально развитые государства с дефицитом строительных материалов), поэтому затраты на их транспортировку дальше границ ЕС могут превысить стоимость самого продукта. Из-за потери европейского рынка Беларусь может утратить 40% экспорта цемента. За 2020 год Беларусь экспортировала в ЕС 564 тыс. тонн цемента на сумму $31,5 млн. Такой исход грозит остановкой части производства, поскольку найти новый рынок для этого товара проблематично из-за нерентабельности его доставки на дальние расстояния.

 

Дуб-дерево

Вторую по значимости позицию в торговле со странами ЕС занимает экспорт древесины. В 2020 году Беларусь экспортировала этого товара в ЕС на сумму $1,02 млрд. Основными импортерами белорусского леса были Польша, Литва, Латвия, Германия, Нидерланды. В случае с Литвой и Латвией, которые не имеют развитой деревообрабатывающей промышленности, очевидно использование этих стран для дальнейшей перевалки древесины морским путем по всему миру. Такая схема применяется для минимизации таможенных платежей, когда литовский или латвийский посредник импортирует лес по заниженной стоимости для дальнейшей перепродажи. В случае с Беларусью авторы таких махинаций могут быть только в окружении семьи Лукашенко.

Древесина пользуется постоянным спросом по всему миру, поэтому белорусскому лесу санкции не страшны, он все равно найдет новые рынки сбыта. К тому же есть большие сомнения в том, что ЕС наложит санкции на поставку леса из Беларуси. В соседней Украине ЕС с 2015 года добивается отмены моратория на экспорт необработанной древесины.

 

От гордости мало корысти

Белорусское машиностроение – третья статья по экспорту в страны ЕС. В 2020 году Беларусь суммарно экспортировала товаров машиностроения в Европу на сумму $954 млн.

В пятерку лидеров по импорту белорусского машиностроения входят:

  1. Польша – $305 млн
  2. Германия – $182 млн
  3. Литва – $137 млн
  4. Венгрия – $86 млн
  5. Нидерланды – $49 млн

К данной категории можно отнести раздел 07 – «Пластмассы и изделия из них; каучук, резина изделия из них». Объем экспорта данной категории в ЕС в 2020 году составил $238,4 млн. Лидерами по продажам были Польша, Германия, Латвия, Литва, Нидерланды.

Также к промышленному сектору условно можно отнести раздел 15 – «Недрагоценные металлы и изделия из них», в него входят чугун, ферросплавы, лом черных и цветных металлов, арматура, уголки, профили и т. п. Объем поставок товара данной категории в 2020 году в страны ЕС составил $794 млн. Данная категория продукции относится к сырью, поэтому менее уязвима для санкционного давления.

Лукашенко всегда ставил себе в заслугу создание фабрик и заводов. Пожалуй, именно они сейчас наиболее уязвимы в плане санкций. Сама по себе продукция, поставляемая в ЕС, не является ни уникальной, ни высокотехнологичной. В основном это котлы, трубы, арматура, подшипники, стекла, стекловолокно – все то, что используется европейской промышленностью как некритические компоненты или расходные материалы. Особняком стоит Польша, в которую РБ поставляет оборудование и запчасти к нему.

Утрата рынка ЕС чревата для Беларуси тяжелыми экономическими потерями, вплоть до остановки ряда предприятий. Дело в том, что белорусские заводы наладили производство необходимых европейским производителям материалов и комплектующих, что подразумевает определенный ассортимент и стандарты качества. То есть производство данных товаров ориентировано исключительно на потребности конкретных потребителей европейского рынка. Поэтому реализация продукции, которая имела спрос на рынке ЕС, не имеет перспективы на других рынках.

В таком случае части предприятий придется переориентироваться на потребности других рынков, меняя налаженные производственные процессы и ассортимент продукции, что стоит денег, которых, как известно, нет. Другой вопрос заключается в том, смогут ли найти предприятия белорусской промышленности свою нишу на рынках РФ, Китая, Африки, Ближнего и Среднего Востока, ведь эти рынки нужно будет как минимум изучить, узнать уровень спроса, наличие конкурентов и тенденции рынка. Причем для каждого предприятия, которое затронут санкции, придется делать собственный анализ, чтобы или найти рынок сбыта на его продукцию, или переориентировать производство в соответствии с запросами нового рынка. Это требует большой команды менеджеров и торговых представителей, а вот есть ли такие специалисты у Лукашенко, мы поговорим в конце статьи.

 

Токсичные удобрения

Четвертую по значимости позицию экспорта в ЕС занимает продукция белорусского химпрома. В 2020 году объем экспорта данного вида продукции составил $572,1 млн, из которых $404,3 млн пришлись на удобрения. Остальная часть – $158 млн – это сырье и полуфабрикаты для химической и тяжелой промышленности (кислоты, аммиак, соли, оксиды, пероксиды, гидроксиды).

Есть большие сомнения в том, что Беларусь сможет наладить контрабанду калийных удобрений в  ЕС через Россию. Причина сомнений кроется в давнем конфликте Лукашенко с собственниками «Уралкалия», ведущего производителя калийных удобрений в РФ. В 2013 году Лукашенко разрушил торговый альянс Беларуси и России, позволявший двум странам контролировать 43% мирового экспорта хлоркалия. Дело дошло даже до ареста гендиректора российской компании «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, задержанного в Беларуси по личному указанию Лукашенко. С тех пор «Уралкалий» и «Беларуськалий» стали непримиримыми конкурентами. 

При этом действия «Беларуськалия» на рынке можно назвать откровенно токсичными. Политика белорусского демпинга обвалила цены на рынке хлоркалия. В таких условиях торговля  белорусскими калийными удобрениями через порты РФ вряд ли возможна. Место Беларуси на этом рынке будет очень быстро занято российским конкурентом. Впрочем, потеря европейского рынка не будет значить для «Беларуськалия» ровным счетом ничего, спрос на этот вид удобрений постоянно растет, и РБ очень быстро найдет новых покупателей вне ЕС.

Что касается экспорта сырья для химической и тяжелой промышленности, объем которого составил $158 млн в 2020 году, то тут перспективы неоднозначны. Опять же, данная продукция будет востребована только на рынке индустриально развитых государств. Ее потенциальными импортерами могут быть Россия, Китай, Турция, Иран и Казахстан.

 

Пищепром

Продукции сельского хозяйства и белорусскому пищепрому, в который входит производство табачных изделий, санкций можно не бояться. Недорогие белорусские продукты питания в случае ухода с рынка ЕС найдут себе покупателей. Цены на продукты питания растут по всему миру. Причин для этого много: от повышенного спроса и разрушения логистических цепочек из-за пандемии COVID-19 до банальной жадности биржевых спекулянтов. На международном рынке продуктов питания надувается очередной пузырь.

Поэтому белорусским продуктам ничего не грозит, они найдут спрос по всему миру. Суммарный объем продаж на рынке ЕС за 2020 год продукции сельского хозяйства и продуктов питания составил $321,2 млн, что составляет 9% от общего объема экспорта индустрии белорусского сельского хозяйства и пищепрома.

 

Урок географии

Проведенный нами предварительный анализ позволяет сделать вывод о том, что полноценно заместить европейский рынок Беларуси не получится. В случае полного разрыва торговых связей Беларуси и ЕС в первую очередь пострадает экспорт товаров машиностроения, минеральных продуктов, пластмасс и изделий из них, удобрений и товаров химической промышленности. Потери экономики Беларуси в течение первого года после прекращения торговли с ЕС составят минимум $1,99 млрд, в эту сумму включены вышеуказанные категории товаров.

Также Беларусь понесет потери из-за транспортных издержек, которые вырастут вследствие увеличения стоимости доставки товаров к более удаленным контрагентам, что заставит белорусские предприятия снизить цену на отпускаемую продукцию.

 

Отрицательный отбор

Удобная с точки зрения старых торговых связей и логистики Европа последние 20 лет естественным образом стимулировала те области экономики Беларуси, в которых она нуждалась.

При этом лукашенковским менеджерам и экономистам не приходилось прилагать усилий для поиска рынков сбыта на свою продукцию: дешевизна рабочей силы Беларуси и близость Европы делали свое дело. Беларуси было уготовано место сырьевого придатка на задворках Европы. Особо примечательно то, что для выхода из ситуации менеджеры Лукашенко не сделали ровным счетом ничего. Тем более, что шансы во время потепления отношений между Беларусью и Западом в период с 2014 по 2020 год у них были.

Примером тому может быть полное отсутствие успеха на международных экономических форумах, периодически проходящих по всему миру. Ближайшим по времени и расстоянию является Питерский международный экономический форум (ПМЭФ), проводившийся в первых числах июня в Санкт-Петербурге. Особенностью данного форума является присутствие потенциальных инвесторов, интересы которых ориентированы на Восточную Европу и страны СНГ. 

На последнем ПМЭФ, прошедшем в 2021 году,  было заключено контрактов на сумму $57 млрд, форум посетило около 13500 участников из 141 страны. При этом никто не запрещает заключать соглашения между иностранными участниками форума. Белорусская делегация вела себя на этом форуме более чем странно: вместо поиска иностранных клиентов или инвесторов для своих предприятий делегация во главе с первым вице-премьером Василием Матюшевским использовала форум для встречи со своими российскими коллегами.

Поэтому после появления сообщений о поиске рынков в странах «дальней дуги» у коллектива нашей редакции возникло откровенное ощущение того, что Лукашенко совершил в своем сознании ряд географических открытий, обнаружив для себя существование целого мира за пределами России, Европы и Китая.

Десятилетия плановой экономики и выращенная школа плановых управленцев сделали свое черное дело. Лукашенковский менеджмент, от директоров предприятий до чиновников министерств, не имеет обратной связи с реальностью и собственной инициативы, потому что инициатива наказуема. Это видно не по радужным обещаниям и пропагандистским штампам относительно будущего промышленности Беларуси (белорусские управленцы уже понимают, что катятся в бездну), а в полном отсутствии обратной связи между предприятиями Беларуси и рынком. Отказавшись от приватизации государственных предприятий, Лукашенко попросту не вырастил менеджеров, которые разбираются в современном рынке и способны адаптировать предприятия под его запросы.

Помимо подготовленных менеджеров, нужны грамотные торговые представители, хорошо разбирающиеся в рынках стран «дальней дуги». Поскольку МИД Беларуси является прибежищем для бывших и действующих сотрудников КГБ, выполняющих свои специфические задачи, то его функции сводятся только к организации приемов и шпионажу за диссидентами. 

В такой ситуации у режима нет нужных специалистов, которые могут переориентировать белорусскую промышленность с рынков стран ЕС на рынки «дальней дуги».



Сергей Санько

Еще по теме:

Решения Европы очень быстро приближают конец режима Лукашенко
12.07.2021
Секторальные санкции могут иметь серьезные последствия для диктатуры в Беларуси
Инвестиции из-под палки
21.06.2021
Главные инвесторы Беларуси 2021 года